Справочный центр: 8 (800) 707-37-99

Проект по маркировке стартовал. Что делать производителю?

Проект по маркировке стартовал. Что делать производителю?

27 июня в России стартовал пилотный проект по маркировке товаров легкой промышленности. Мы попросили Алексея Чернышева, коммерческого директора компании AKFA (www.akfa.ru), курирующей пилотные проекты маркировки, подробнее рассказать о том, как проходит сейчас процесс и что ожидает производителей и поставщиков в ближайшем будущем.

– Алексей, для начала расскажите немного о своей компании. Почему именно вы стали участником этой программы?

– Мы, AKFA, работаем в области международной логистики и таможенного оформления грузов, аутсорсинга внешнеэкономической деятельности. Проще говоря, мы помогаем нашим клиентам доставлять их товары в Россию, обеспечиваем логистику, проводим их таможенное оформление и сертификацию.

А так как среди импортируемых нами товаров очень много именно «детства» – детская обувь и одежда, игрушки, коляски и подобные товары, то для нас было важно дать нашим заказчикам простые и эффективные решения. Поэтому, когда начался пилотный проект по маркировке обуви, мы первыми из логистических компаний вошли в него. Кстати, в рабочую группу по маркировке товаров легкой промышленности мы также вошли.

– С какими сложностями вам пришлось столкнуться? На каком этапе находится сейчас этот процесс?

– Недавно мы с некоторыми партнерами – обувными торговыми компаниями уже доставили в Россию пробные партии промаркированного товара.

Сложности были, и было их не много, а очень много. Если честно, почти на каждом этапе были проблемы, даже для самого ЦРПТ это, по сути, новый проект. Но рубикон мы перешли и сейчас отлично понимаем, с чего начнем работу и что именно будем делать, когда маркировка станет обязательной.

Много сложностей по IT-части. Основная проблема – IT-решения для маркировки. Все то, что сейчас есть на рынке, – это некие самописные программные решения, которые сделали для себя те компании, которые хотят быть готовыми к началу обязательного введения маркировки. То есть каждая компания писала решение именно для себя, а общего решения, которым бы все пользовались, нет. И сегодня вся Россия ждет, что основное IT-решение выпустит компания 1С. Конечно, нам очень интересно, насколько «правильный» и удобный продукт у них получится. Но думается, что общих решений, которые бы охватывали все технологические процессы, нет и вряд ли они будут. Потому что на данный момент учет товара в каждой из компаний устроен по-своему. Все равно придется дописывать всевозможные стыковки для своей учетной компании. Если компания занимается исключительно перевозкой товара и его складской обработкой, то доработка программного обеспечения будет минимальна. Если же ваша компания выполняет функции агента и находится в цепочке внешнеторговых операций, тогда ваш объем работ будет в разы больше.

Абсолютно всех собственников обувных компаний беспокоит, как будут маркироваться остатки. Это большая тема как для честных импортеров, так и для тех, кто ввозил (или даже и сейчас ввозит) товары с ценой «за килограмм».

Но на сегодня темы для обсуждения нет, так как нет требования об обязательной маркировке. Остатки появятся только через год, в марте 2020 года. До этого времени будет переходный период, когда будет возможен оборот и маркированного, и даже немаркированного товара. Не сомневаюсь, что за это время технология маркировки остатков будет отработана.

– Какую информацию включает в себя маркировочный код?

– В коде указана основная информация, которая позволит идентифицировать каждый товар, – вид обуви, цвет, размер, материал верха, подкладки, подошвы, наименование поставщика и другие данные. Атрибутивный состав для взрослой и детской обуви одинаковый. Но сам код индивидуален для каждой пары!

Поделюсь свежей информацией: уже сейчас можно скачать на свой телефон мобильное приложение «Честный ЗНАК», найти в магазине промаркированную обувь и проверить ее.

– У многих наших производителей и поставщиков есть обоснованные опасения, что маркировка отразится на цене изделия. Насколько это критично, на ваш взгляд?

– Стоимость одного кода для обуви – 50 копеек плюс НДС за пару. Но денег еще никто ни разу не платил, так как для участников пилотного проекта все было бесплатно.

Я думаю, что стоимость расходов будет выше, так как к 50 копейкам прибавится оплата за работу IT-специалистов, оплата за нанесение кода и т.д. Но тем, кто ввозил товары законно, не стоит бояться значительного повышения. Ждать большого роста цены изделия стоит только тем, кто импортировал товары по «серым» схемам – ведь теперь им придется оплатить все необходимые пошлины. Возможно, такие компании даже уйдут с рынка.

– Конкретный вопрос от нашего участника: «У нас в ассортименте порядка 300 артикулов пустышек и сосок, в каждом артикуле – порядка 10–12 тыс. штук. На каждом изделии должна быть своя маркировка?»

– Соски и пустышки не входят в список товаров, которые подлежат маркировке в 2019–2020 годах. Это задача следующего периода. Вы можете пока спокойно торговать вашей продукцией. Единственное – напомню про сертификацию, контроль за которой значительно усилился в последнее время.

– Что вы можете посоветовать компаниям, которым предстоит начать в этом году маркировку изделий?

– Понять, что маркировку тех товаров, которые вошли в список, никто не отменит. Можно не быть сторонником маркировки, но надо понимать, что нам всем с этим работать в ближайшие годы.

Не пытаться понять за один день все, над чем работают участники пилотного проекта последние два года! Это требует времени. Ищите информацию по этой теме в интернете, есть документы, есть мнения экспертов. Например, мы сами проводим семинары по маркировке, они доступны на нашем канале AKFA YouTube http://markirovka.akfa.ru.

На выставке «CJF – Детская мода-2019. Осень» 24 сентября будет проведен семинар по маркировке. Приходите! На нем мы подробно поговорим о маркировке детской обуви, обсудим практические вопросы и, возможно, коснемся темы маркировки товаров легкой промышленности.