Справочный центр: 8 (800) 707-37-99

Школьной форме необходимо присвоить юридический статус

Школьной форме необходимо присвоить юридический статус

Во многих регионах страны в последних числах июля открываются школьные базары. И, конечно, главный интерес – к школьной форме, о которой сейчас так много разговоров и в Правительстве, и в кругу производителей и поставщиков. Мы попросили прокомментировать ситуацию исполнительного директора Национального Союза производителей школьной формы Александру Алдушину.

- Александра Владимировна, всего год назад был создан Национальный союз производителей школьной формы. Что, по-вашему, было самым важным в работе Союза за этот год?

- Важных и значимых для нашей индустрии моментов произошло немало. Во-первых, в декабре 2013 г. члены Союза подписали Хартию о неприменении материалов ненадлежащего качества при производстве школьной формы, тем самым официально подтвердив свои обязательства по соблюдению государственных санитарно-гигиенических требований, предъявляемых к детской одежде. Однако в своей повседневной работе отечественные производители сталкиваются с иной реальностью. Мы видим, что спрос на качество часто остается позади спроса на дешевизну и яркий внешний вид изделия. На данный момент к Хартии присоединились 30 предприятий. Мы ожидаем, что ее подпишут не только члены Национального союза производителей школьной формы, но и другие предприятия, занимающиеся выпуском одежды для школьников. К сожалению, на сегодняшний день никто из производителей, не входящих в Союз, не изъявил желания подписать Хартию.

В результате, что мы имеем в реальности? Есть школа, которая утверждает ту или иную модель школьной формы, договаривается с поставщиком или торговой точкой и отправляет туда родителей. Ключевые критерии выбора – привлекательный внешний вид и приемлемая цена. На качество смотрят в последнюю очередь или не смотрят вообще. Выбирая школьную форму, администрация школы должна сделать так, чтобы все остались довольны, ведь у семей разный достаток и разные предпочтения.

В ряде случаев школы идут по пути наименьшего сопротивления: вместо школьной формы утверждают «дресс-код» - просто регламентируют в уставе, что можно носить, а что - нельзя. Этот «дресс-код» добавляет головной боли родителям: раньше можно было купить любую понравившуюся одежду, а теперь нужно подстраиваться под требования. Когда заходит речь о качестве, родителей, в основном, интересует, как будет выглядеть изделие после многократной стирки, легко ли мнется и гладится. Санитарно-гигиенические аспекты качества одежды родителями практически не рассматриваются. Потребители абсолютно не информированы о том, что некачественная детская одежда способна причинить серьезный вред здоровью ребенка.

- Какие критерии качества «Союзформа» считает необходимыми и важнейшими?

- Мы выделяем, прежде всего, воздухопроницаемость, гигроскопичность, показатели токсичности, а также соответствие кроя швейным стандартам. Под швейными стандартами мы понимаем крой, соответствующий анатомическим особенностям ребенка, позволяющий свободно и безопасно совершать естественные движения. Еще один критерий, который мы также учитываем, - напряженность электростатического поля.

В 2013 году Национальный союз производителей школьной формы провел проверки швейных изделий, имеющихся в продаже на территории РФ, на соответствие требованиям Технического регламента Таможенного Союза. Тестовые закупки изделий осуществлялись в 26 городах 14 регионов Российской Федерации. Для испытаний было отобрано 173 образца швейных изделий одежды 2-го и 3-го слоя для детей от 7 до 14 лет. Закупленные образцы передавались для исследований в испытательный лабораторный центр ФГБУ «Научный центр здоровья детей» Российской академии медицинских наук.

Результаты оказались неутешительными и неприятно удивили даже нас, хотя мы примерно представляли себе ситуацию на рынке. 80,4% исследованных образцов (139 изделий) не соответствуют Техническому Регламенту Таможенного союза. В основном, изделия не подпадали под нормативы гигроскопичности и воздухопроницаемости, в меньшей степени – по показателям токсичности.

Проверки изделий, реализуемых на российском рынке в 2014 году, только начались. Однако уже сейчас можно сказать, что за год ситуация с качеством и безопасностью осталась на прежнем уровне. Пока мы проверили Москву и Нижегородскую область: здесь так же более 80% изделий не соответствуют ТР ТС 007/2011.

- Что вы можете сказать о готовности рынка школьной одежды летом 2014 г.?

- В Российской Федерации более 47 тысяч общеобразовательных организаций. Принцип «каждой школе – своя форма», устанавливаемый законопроектом, приводит к чрезмерной дифференциации спроса, делая невозможным промышленное производство. Ни одно профильное промышленное предприятие в России (а их около двухсот) не может производить сотни различных моделей школьной одежды небольшими партиями по 100-1000 комплектов. Это нерентабельно. Очевидно, что в предлагаемых обстоятельствах выигрывают поставщики импортной продукции, ввозимой в Российскую Федерацию преимущественно из стран Юго-Восточной Азии, а также кустарные фабрики, расположенные на территории России. С целью извлечения максимальной прибыли они заинтересованы в снижении себестоимости материалов, расходов на хранение и транспортировку продукции. Данная категория производителей способна более гибко и оперативно удовлетворить разнообразие спроса.

Торговые предприятия заинтересованы в реализации товара с изначальной низкой стоимостью, потому что на такой товар можно поставить наценку 100-300%. Это, как правило, одежда из полиэстера, себестоимость которого значительно ниже себестоимости натуральных материалов. Предприятия торговли, разумеется, имеют сертификаты на данную продукцию. Вместе с тем, они осознают, что на сертификацию производитель или поставщик подавал изделие отличного качества, а массовая партия выполнена из более дешевых материалов. Торговля предпочитает закрывать на это глаза, ведь такой товар приносит сверхприбыль.

- 4 июня был принят Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" (в части установления требований к одежде учащихся общеобразовательных организаций)». Как он повлиял на формирование массового производства школьной формы?

- Данный закон предусматривает право образовательных организаций самостоятельно утверждать требования к внешнему виду обучающихся в рамках требований, установленных соответствующими нормативными актами субъектов Российской Федерации. И, к сожалению, никак не способствует налаживанию массового производства качественной и доступной по цене школьной формы на территории России. На это профильному комитету Государственной Думы неоднократно указывали Министерство промышленности и торговли Российской Федерации, отдельные депутаты Государственной Думы, члены Национального союза производителей школьной формы, а также руководители ведущих отечественных швейных и текстильных предприятий.

Отсутствие в законе понятия «школьная форма», на наш взгляд, будет иметь негативные последствия для правоприменения. Необходимо ввести в юридический оборот понятие «школьная форма», чтобы впоследствии присвоить ей собственный код товарной номенклатуры. Это позволит:

  • включить одежду для обучающихся в перечень социально значимых товаров и услуг с соответствующим ограничением торговой наценки;
  • повысить эффективность государственного и общественного контроля за качеством школьной формы, реализуемой на территории Российской Федерации;
  • применять меры налогового и иного стимулирования к отечественным производителям школьной формы с целью снижения себестоимости выпускаемой продукции;
  • осуществлять дополнительные программы поддержки социально незащищенных категорий граждан на уровне субъектов и муниципальных Российской Федерации. В частности, целевые субсидии на приобретение школьной формы.

Другой важнейший инструмент, который поможет потребителю получить гарантию качества – это единый информационный интернет-портал по школьной форме, разрабатываемый Минпромторгом России в соответствии с Поручением Президента Правительству Пр-418 от 4 марта 2014 года. Работа над порталом ведется при содействии Национального союза производителей школьной формы.

Родители, представители родительских комитетов и руководители образовательных организаций с помощью портала смогут ознакомиться с продукцией лучших отечественных производителей. На портале будет представлен ассортимент изделий, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям. В случае выявления нарушений и отказа их устранить, недобросовестный производитель будет исключен из федерального интернет-каталога.

Федеральный закон №294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" фактически связал руки государственным контролирующим органам. В целом, позитивный для бизнеса закон осложнил проведение внеплановых проверок контролирующих органов, обязав чиновников уведомлять предпринимателей о внеплановой проверке минимум за 24 часа до ее начала. Очевидно, что к приезду проверяющих производитель или продавец успевают ликвидировать признаки нарушения законодательства.

Немаловажный аспект – повышение покупательской грамотности. Родители и руководители образовательных организаций, во-первых, должны узнать, какой ущерб способна нанести некачественная школьная форма здоровью ребенка. Во-вторых, необходимо обучить их определять качество изделий хотя бы примерно, по косвенным признакам (как, например, соотношение натурального и искусственного волокна). Соответствующие памятки-рекомендации необходимо распространить среди образовательных организаций через департаменты образования субъектов Российской Федерации.

Хотелось бы верить в то, что за годы проб и ошибок с Божьей помощью мы сумеем сберечь здоровье наших детей и не потеряем лучшие отечественные швейные и текстильные предприятия.