Александр Елькин: «Новый сезон встречаем с осторожным оптимизмом»

Александр Елькин: «Новый сезон встречаем с осторожным оптимизмом»

С начала 1990-х годов компания «ЛК-99» известна как владелец премиальной розничной сети «Город Игрушек» (ранее «Мир Барби») и дистрибьютор игрушек. Компания стартовала на игрушечном рынке как содистрибьютор Mattel, к 2008 году в Россию поставляла около 20 игрушечных брендов. О планах компании на новый сезон рассказывает руководитель департамента закупки и маркетинга ООО «ЛК-99» Александр Елькин.

- Рынок детских товаров стал другим, мы были романтиками. Нашего президента Якова Шпигельмана, между прочим, до сих пор называют последним романтиком игрушечного бизнеса.

Рынок сегодня перегрет – если ранее на одну нишу претендовали одна-две компании, то сейчас идет ожесточенная борьба за место под солнцем. Если ранее факт отъема (перекупки) эксклюзива был событием (предметом для обсуждения), то теперь это обычное явление.

В Россию пришли великие компании, открыв собственные представительства, – «Маттел», «Хасбро», «Лего», «Томи», «Симба-Дики» сегодня сами выбирают, с кем им работать в России, а также закрыли границу от «серых» и контрафактных поставок.

Развились и встали на ноги российские производства: «Звезда», «НордПласт», «Стеллар», «Полесье» (Белоруссия) и ряд других, которые сегодня не только уверенно чувствуют себя на российском рынке, но и активно импортируют свою продукцию за рубеж.

Растет зависимость игрушечного рынка от сетей. Постоянный прессинг со стороны ритейла оставляет место в этом бизнесе только действительно мощным компаниям-дистрибьюторам, способным обеспечить логистический поток, с одной стороны, и удовлетворить растущие аппетиты сетей – с другой.

Увеличилась конкуренция в профессиональном (игрушечном ритейле). Если ранее в торговом центре легко можно было говорить об эксклюзиве на игрушки, то сегодня пять-шесть магазинов игрушек в одном ТЦ – нормальное явление.

Новый сезон мы встречаем с осторожным оптимизмом. Безусловно, появилась масса новых проблем, в том числе связанных как с мировым экономическим кризисом, так и с санкциями. Учитывая перегрев рынка, мы вынуждены трижды рассчитывать эффективность как собственных закупок, так и товаров от других дистрибьюторов. Надо учитывать рекламную и маркетинговую активность производителя (дистрибьютора), силу бренда, популярность франшизы. Особенно нельзя допускать ошибок при заключении лицензионных соглашений, ведь сумма минимального гарантированного платежа и процент роялти достаточно велики. Еще пять лет назад роялти обычно входили в цену ФОБ, а теперь, как правило, они платятся в РФ и уже с цены продаж, что как минимум, в три-четыре раза больше.

Мы работаем в категории «средний плюс – премиум». И если с премиум-товаром все более или менее ровно, то за масс-маркет идет серьезная война. Поэтому необходимо ежедневно мониторить рынок, менять поставщиков, регулировать цены (вплоть до демпинга).

Сложно говорить о достижениях ритейла в условиях, когда арендная плата в большинстве торговых центров зафиксировано в валюте. Мы прилагаем огромные усилия, чтобы наращивать или хотя бы не потерять в рублевом обороте, но наши успехи нивелируются ползущей вверх арендной ставкой. Мы неоднократно поднимали на АИДТ вопрос о выходе в правительство с проектом, запрещающим индексировать арендную плату в России в иностранной валюте, но, увы, это процесс очень тяжелый и долгий.

Несмотря на все сложности, мы продолжаем наше движение как в премиум-секторе – только что открылся наш магазин в «Лотте Плаза», так и движение в регионы: на выходе магазин в Сергиевом Посаде. Могу похвастаться, что разработанная нами система лояльности позволят нам привлечь своего покупателя, знакомого с нашей ценовой и ассортиментной политикой, уже сразу при открытии магазина. Хороший пример: наш магазин в ТЦ «Июнь» за год заслужил славу одного из лучших магазинов игрушек в таком большом регионе, как Мытищи. Прирастает наш электронный проект, в большинстве магазинов сети установлены терминалы «Электронный продавец», где потенциальный покупатель может выбрать редкий и дорогой товар, оплатить его и выбрать путь получения.

Мы очень любим выставку «Мир детства». Здесь мы встречаемся с друзьями. Хотелось бы отметить весь коллектив «Экспоцентра» как неравнодушных людей, с которыми можно создать невозможное. Здесь мы не только представляли свою продукцию, а проводили международные семинары, дилерские конференции, и, должен сознаться, иногда предложения коллег из выставочного бизнеса опережали наши идеи по проведению выставок.

От себя лично и от нашего президента Якова Владимировича Шпигельмана хочу поздравить нашу любимую выставку, как хорошего друга, с юбилеем и пожелать процветания, здоровья и долгих лет жизни!