Справочный центр: 8 (800) 707-37-99

Никита Семенов: детские товары в кризис стали спасательным кругом и для производителей, и для ритейла

Никита Семенов: детские товары в кризис стали спасательным кругом и для производителей, и для ритейла

С вице-президентом группы компаний «Тополь» Никитой Семеновым мы встретились за несколько дней до открытия выставки «Мир детства-2015» и поговорили о том, возможно ли, чтобы российская детская мебель экспортировалась, чтобы этот проект приносил прибыль, да еще в самый разгар экономического кризиса. В этом году «Воткинская промышленная компания» впервые приняла участие в международной выставке детских товаров Kind und Jugend в Кельне, представив там новинки ассортимента: детские кроватки-трансформеры, пеленальные комоды и другую мебель для детских комнат, стульчики для кормления. Это часть стратегии бизнес-юнита компании «Детские товары» по выходу на новые рынки, в частности, в Европу.

– Выставка «Мир детства» для кого-то – официальное открытие сезона, для кого-то – возможность заключить новые контракты и презентовать рынку новинки, а для вас «Мир детства» – это что?

– Отраслевые выставки решают две основные задачи. Задача первая – это встречи партнеров, которые с точки зрения оптимального нетворкинга целесообразно проводить во время таких глобальных мероприятий. Вообще, мы уже несколько лет используем «Мир детства» как микродилерскую конференцию: обмен новостями и мнениями, планами, информацией о новинках. Мы получаем срез рынка.

У нас дистрибуция уже достаточно широкая, 95% партнеров – уже проверенные временем друзья. Поэтому мы не ставим целью поиск на выставке новых клиентов, во что бы то ни стало заключение новых контрактов – не то, ради чего производителю детских товаров стоит принимать участие в выставках.

Задача вторая – это имиджевая составляющая, мы показываем рынку, потребителю, СМИ, конкурентам, что у нас все хорошо, мы развиваемся, достигли поставленных целей, реагируем на кризис с холодной головой и горячей кровью.

Задача третья – маркетинговая, нашим специалистам и менеджменту необходимо за 5 дней выставки провести бенчмаркинг, который позволяет сравнить цены, активности и стратегию конкурентов с нашей собственной, причем очень оперативно, качественно и без отрыва от производства. Нас, как правило, интересуют новинки на рынке в наших товарных категориях.

– Никита, неужели это реальность, что производство детских кроваток в России вышло на экспортный уровень, продукция востребована в Европе? Руководству ГК «Тополь» удалось получить в собственность «философский камень»?

– Это, разумеется, не случилось в один день. В направлении производства товаров для детей «Воткинская промышленная компания» уже больше года находится на пороге экспортного этапа развития бизнеса.

Еще осенью 2014 года Дмитрий Злобин, идейный вдохновитель бизнеса и учредитель Topol Group, председатель Совета директоров, упоминал в интервью отраслевым ресурсам рынка детских товаров о наших стратегических планах. Достаточно успешно мы прошли этап постепенного снижения доли импорта из Китая, замещая его собственным производством в России. В сегменте крупногабаритных детских товаров нам проще конкурировать. Заместить наши товары импортом сложно из-за невысокой цены и дорогой логистики. Стоимость логистики на эти товарные группы слишком высока.

Кстати, «философский камень» у руководства Topol Group действительно есть, это афоризм миллиардера Дональда Трампа, которого часто цитирует основатель компании Дмитрий Злобин. В ответ на вопрос «Почему вам так везет?» миллиардер как-то ответил: «Вы знаете, я заметил такую закономерность: чем больше я работаю, тем больше мне везет!» Вот такой у нас «секрет успеха».

Конечно, нам пришлось решать ряд очень важных вопросов, связанных с производительностью труда, конкурентоспособностью продукции и ее себестоимостью, а также с логистической эффективностью, особенно важной в категории крупногабаритных товаров и для удаленного от покупателей производства.

Мы стали ближе к потребителю, открыв в 2013 году собственное производство на мебельной фабрике в Электрогорске (Московская область). Мы стали привлекательнее для партнеров и конечного потребителя, когда с применением самых разных инструментов менеджмента смогли удержать цены на продукцию.

Если до прошлого года мы работали в основном в сегменте средний/средний минус (а более высокие ценовые сегменты от среднего и выше были прочно заняты «относительно недорогим» импортом на фоне дорогого рубля), то теперь ситуация изменилась кардинально. Импорт стал существенно дороже. Наше же современное оборудование в Электрогорске дает возможность создавать продукт импортного уровня по существенно более низкой цене.

– Интересный факт: в августе у всех – «мертвый сезон», отпуска, море-солнце, а у вас – активные отгрузки, переговоры, перевыполнение плана продаж… С чем связан «высокий сезон» в августе, если остальные компании рынка детских товаров предпочитают в этот последний месяц лета массово провести на отдыхе?

– Да, действительно, август для нас, как и январь, – «высокий сезон». Это связано с очень понятной причиной: в январе и в мае в нашей стране – продолжительные каникулы. И если это время было плодотворно проведено будущими родителями, то через 9 месяцев – а это как раз август и январь – семьи начинают активно приобретать товары для новорожденного. В нашей стране такая ментальность, традиции, что приобретать вещи для ребенка заранее считается плохой приметой. Поэтому все самое интересное для папы и других родственников начинается после получения от счастливой мамы смс из роддома. А ведь кроватка для новорожденного, пеленальный комод, стульчик для кормления – это не спонтанные покупки, их надо выбрать, ознакомиться с функционалом, дизайном. Мамы в декрете часто днями напролет просиживают в Интернете, изучают отзывы, характеристики товара, ходят по магазинам, разговаривают с консультантами. Сейчас потребитель стал очень разборчивым, информированным, а по кризису – еще и очень расчетливым, соотносящим функционал покупки с его ценой, дизайном, экологичностью и т.д. Мы не первый год сталкиваемся с тем, что в розничные торговые точки приходят родители, подкованные в ассортименте и характеристиках товара не хуже, чем консультанты торгового зала.

– И компании, производящие и продающие товары для детей раннего возраста, начинают в поте лица удовлетворять растущий спрос?

– Скажем так, для нас это не является сюрпризом, мы готовы к этим сезонным скачкам. Дирекция по продажам Торгового дома «Воткинской промышленной компании» находится в достаточно тесном контакте с партнерами, мы получаем от них качественную обратную связь, аналитические данные. И активно используем эту информацию при принятии решений, планировании производства, разработке новых коллекций мебели, гармонизации загрузки производства.

Ведь мы не дистрибутор, мы продаем свою продукцию, которую еще надо произвести. Поэтому мы просто обязаны быть предусмотрительными, производство заранее готовится к более крупным заказам. Не говоря уже о таких «мелочах», как доставка в Московскую область сырья для тех же детских кроваток: массив дерева мы получаем из Удмуртии с собственного ДОК, фурнитура «родом» из-за границы, мебельная плита производится сторонней компанией – комбинатом Kronospan в Подмосковье, где теперь у нас тоже есть своя производственная площадка на базе мебельной фабрики.

– В открытых источниках есть сведения, что фабрика «Электрогорскмебель» была банкротом в момент ее приобретения, что она не пережила кризиса 2008 года. Зачем же вам, преуспевающей компании, «тяжелое наследие царского режима»?

– Да, фабрика в Электрогорске была мебельной фабрикой №2 в стране после производства «Шатура-М». Неудачные управленческие решения и выбор бизнес-стратегии привел производство к банкротству, хотя объективно это была и есть фабрика, готовая к эффективной работе, к большим объемам продукции, к выполнению как крупных, так и мелких заказов. В умелых руках это производство может раскрыть свой великолепный потенциал и, надеюсь, уже в ближайшее время сделает это.

Инвестиции в автоматизацию производственных линий в Электрогорске были сделаны внушительные, но это стало осознанным решением. Ведь автоматизация производства – это выигрыш и в качестве, и в себестоимости продукции. ГК «Тополь» планирует окупить проект в 5-летней перспективе, но возможно, что получится раньше.

Докупленное нами оборудование, которое мы успели приобрести до валютного скачка, чем очень сэкономили финансовые средства и нервы, способно качественно выполнять любые задачи дизайнеров и технологов, я уже говорил ранее, что качество мы способны выдавать уже экспортного уровня, причем по вменяемой себестоимости, что, несомненно, оценит рынок, особенно в эти кризисные годы. Новейшее высокопроизводительное оборудование от мировых лидеров (IMA, Homag, SCM Group и Biesse) дает максимальную автоматизацию в обработке, а значит, «ВПК» удалось достичь высоких показателей по выработке на одного сотрудника и существенно снизить себестоимость.

И, кстати, мы сохранили большую часть работников фабрики Электрогорска, а кадры для производства – это очень большая составляющая успеха всего предприятия.

– Но ведь на рынке, и не только мебельном, ситуация отнюдь не «шоколадная». Вы так уверены в собственных силах, что дорогие кредитные деньги и даже новое производство не корректируют честолюбивых планов группы компаний «Тополь»?

– Давайте рассуждать здраво: на ситуацию в мировой и даже отечественной экономике отдельно взятое предприятие может влиять с тем же успехом, как и отдельно взятый человек – на прогноз погоды. Вот такая есть сейчас погода, и надо с этим жить, приспосабливаться, а может, даже и выгоды для себя получать.

Вот есть сейчас такая экономическая ситуация, значит, будем жить и действовать исходя из нее. Если ждать благоприятных условий, доброжелательных чиновников, дешевых кредитов, в нашей стране можно прождать всю жизнь и ничего не сделать.

Ситуация на рынке, которая складывается сейчас (и сказывается на всех сферах экономики), показывает, что принятое два года назад решение открыть производство на мебельной фабрике в Электрогорске и активно развивать «детское» направление бизнеса в ГК «Тополь» было единственно верным. Несмотря на то что эксперты и понизили прогноз роста рынка детских товаров в 2015 году с 8% до 3% или даже отрицают возможность роста вообще, это та категория продукции, за счет которой сейчас бизнес может выжить, будь то производство мебели или даже непрофильный ретейл.

В связи с этим мы продолжаем делать акцент на производстве детских товаров и, самое главное, на повышении эффективности этого производства. Сейчас в сегменте крупногабаритных товаров и сопутствующих товаров для детей от 0 до 3 лет ОАО «Воткинская промышленная компания» можно назвать ключевым игроком и лидером на территории России и СНГ. Нам принадлежат такие марки, как «Фея», Selby, Fairy. Выручка от продаж товаров для детей в этом году превысит 1 млрд рублей.

– Вы предпочитаете работать с розницей напрямую, без лишних посредников?

– Мы присутствуем во всей специализированной рознице, как в федеральной, так и в региональной, а также в сетях «Ашан», «О'Кей», «Лента», которые в кризисное время активно заводят категорию детских товаров. И несетевые магазины в регионах тоже охотно с нами сотрудничают. Мы занимаемся и крупным оптом, и прямыми продажами. Отгружаем продукцию почти во все регионы России. В 2014 году открыли новый склад в Санкт-Петербурге, для поддержки партнеров в этом перспективном регионе. В этом году по детским товарам мы планируем преодолеть планку в 1 млрд рублей выручки. Но рынок позволяет достичь более высоких результатов, поэтому наши цели гораздо амбициознее.