Елена Письменская: рейтинг франшиз детской одежды

Какую франшизу выбрать начинающему предпринимателю? Какой бренд принесет успех и прибыль? Правильно выбранная франшиза может стать началом удачного развития предпринимателя на рынке детской одежды. Своими рекомендациями делится наш эксперт Елена Письменская, генеральный директор консалтингового агентства Kids Fashion Retail.
В своем анализе я пользуюсь лишь открытой информацией и анализирую ее, исходя из своего опыта и знания рынка. В нашем случае очень важно, кто приобретает франшизу: есть ли у него опыт, какими ресурсами он обладает и в каком городе планирует это сделать. Очень важно просканировать город, в котором планируется открытие: насколько платежеспособное население, какая конкуренция, где расположен ТЦ.
Следующий важный показатель – какой ассортимент предлагает марка, франшизу которой вы хотите приобрести. В наше время рационального потребления и роста интернет-торговли сложно выжить магазину с ограниченным ассортиментом, поэтому в своем анализе я рассматриваю только марки, производящие коллекции Total look, которые обеспечивают продажи на протяжении всего года и предназначены для детей от 0 до 12–16 лет.
Открыть магазин по франшизе – это еще даже не половина дела. Самое важное – это постоянная и правильная работа магазина. Насколько известной и успешной ни была бы марка, франшизу которой вы приобретаете, вопрос о конверсии, среднем чеке, количестве постоянных покупателей, количестве их возвратов за следующими покупками – это работа индивидуального предпринимателя в своем магазине и это влияет на коммерческий успех. Помощь головной компании в данном вопросе имеет большую ценность.
Ну и, конечно, маркетинговая активность головной компании – реклама, интересные события, продуманные трейд-маркетинговые акции – это тоже важная составляющая успеха.
Рассмотрим предложения по франшизам, оценив их по следующим параметрам:
- количество магазинов фирменной сети с распределением «собственные/франчайзинговые»;
- анализ входа в бизнес – условия приобретения франшиз;
- динамика развития;
- ассортимент;
- работа с франчайзи;
- продвижение бренда/маркетинговая активность.
Бренд-франшиза | Кол-во магазинов | Стоимость открытия магазина | Площадь | Паушальный взнос | Роялти | Работа с остатками | Дополнительные платежи | Рейтинг от Beboss** | |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Собственных | Франчайзинговых | ||||||||
Gulliver | 75 | 104 | от 3,1 руб. | 60–90 кв. м | Нет | Нет | Нет | Нет | 3,9 |
Choupette | 6 | 98 | 3 млн руб. | 50–80 кв. м | 130 тыс. руб. | Нет | Обратный выкуп коллекции – 10% от закупки | Нет | 7,5 |
Reima | 8 | 15 | 5–8 млн руб. | 50–100 кв. м | Нет | 1% от чистой прибыли | Нет | Нет | 6,2 |
Stilnyashka | 2 | 60 | 2–5 млн руб. | 50–100 кв. м | Нет | Нет | Нет | Нет | 4,6 |
Orby | 49 | 41 | 2,5–4 млн руб. | 40–120 кв. м | Нет | Нет | Обратный выкуп коллекции – 20% от остатков | Депозит по будущим коллекциям в первый год работы – 7% | 6,5 |
Playtoday | 18 | 20 | От 1,7 млн руб. | 100–150 кв. м | 45 тыс. руб. | Нет | Условия реализации: в конце сезона остатки возвращаются на склад | Нет | 7 |
Crockid | 3 | 46 | От 2,5 млн руб. | 70–120 кв. м | 30 тыс. руб. | 30 тыс. руб./год | Нет | Нет | |
Silver Spoon | 4 | 10 | 2,5–5 млн руб. | 60–80 кв. м | Нет | Нет | Нет | Нет | 6,8 |
De Salito | 6 | 50 | 2–5 млн руб | 3 формата: 15–30 кв. м 50–80 кв. м 90–160 кв. м | Нет | Нет | Нет | Нет | 7,1 |
Button Blue | 13 | 57 | От 1,5 млн руб. + товарное наполнение на сезон 1 250 тыс. руб. (в среднем) | От 50 кв. м | Нет | Нет | Нет | Нет | 4,3 |
*Информация, представленная в таблице, взята с сайта beboss.ru
**Данные на сайте компании beboss.ru
По количеству магазинов в фирменной сети лидируют три бренда: Gulliver, Choupette, Orby. Торговые марки Gulliver и Orby начали свое развитие в 2006 и 2008 гг. соответственно, и основной рост их фирменной сети пришелся на 2010–2014 гг. Choupette начала свою программу франчайзинга в 2011 году, а активное развитие ее приходится на настоящий момент.
О корнерах лучше задумываться магазинам мультибрендового формата, а более крупные площади требуют вложений большего объема. Но не факт, что это будет окупаться. В этом случае надо тщательно считать ваш бюджет и планируемые после открытия показатели: трафик, конверсию, выручку.
Для анализа входа в бизнес рассмотрим три показателя: инвестиции в открытие магазина, паушальный взнос и систему работы с остатками как один из важных моментов снижения рисков для индивидуального предпринимателя. На сумму первоначальных инвестиций нужно смотреть очень условно, так как это зависит от площади, которую вы арендуете, стоимости аренды, ее состояния – необходим косметический ремонт или вы заходите в новое помещение и вам требуется вложиться по полной.
Первоначальный взнос есть только у трех компаний – Choupette, Crockid, Playtoday, однако размер его минимален по сравнению с первоначальными инвестициями и стоимостью закупки коллекции. Его можно рассматривать как «серьезность намерений». Но тем не менее первоначальный взнос у Choupette составляет 130 тыс. руб., у Crockid, Playtoday – 30 тыс. руб. и 45 тыс. руб. соответственно.
Сумма взноса небольшая, но это дисциплинирует обе стороны, и клиенты могут быть уверены, что все услуги по сопровождению открытия магазина будут выполнены сполна: помощь в заключении договора аренды, 3D-дизайн, выезд мерчандайзера и тренера на открытие магазина.
Очень важным моментом является работа с остатками, в данном случае выделяются три компании. Одна из них – Playtoday, который дает товар на реализацию, и франчайзи должен только оплатить проданный товар и вернуть остатки, и это очень хорошая помощь для мелкого предпринимателя. Я часто сталкивалась в своей практике с проблемой «недозаказа», нехватки ассортимента или, наоборот, большого количества ассортимента прошлых коллекций, который мешает качественно представить новую коллекцию.
Две другие компании, которые решают эту проблему совместно с партнером, – Choupette и Orby. Они производят «обратный выкуп коллекции» в размере 20% от остатков. Не могу сказать, что это целиком решает проблему, но точно помогает.
Ассортимент – одна из самых важных составляющих успеха. Очень важно, чтобы марка обеспечивала коммерчески успешными коллекциями круглый год. Например, рассмотрим Reima – это лидер в категории «верхняя одежда», с развитой фирменной розницей, активно наращивает ассортимент. Однако все равно самыми продаваемыми у Reima остаются куртки, комбинезоны и комплекты верхней одежды.
Silver Spoon привлекателен тем, что в его портфеле предлагаются две торговые марки: школьная одежда под маркой Silver Spoon и верхняя одежда под маркой PULKA. Это добавляет компетентности проекту – ведь в данном случае магазин предлагает две торговые марки.
Сильная марка – Crockid, она постоянно работает над своим ассортиментом и помимо отличных коллекций верхней одежды предлагает трикотаж и белье, выполненные с применением бесшовной технологии.
Если вам нравится яркий итальянский стиль, наполненный красками, леопардовыми принтами и дорогой отделкой, то, конечно, это De Salito. Российские потребители традиционно любят такой стиль, и вы приобретете много постоянных клиентов. Но тут важно, чтобы они имели возможность купить одежду данной марки, так как ценовой сегмент, в котором работает De Salito, – не для всех.
Choupette обладает, пожалуй, самым сильным ассортиментом в категории «одежда для новорожденных», «выписка – крестины», так как марка начала свое развитие с данной категории. Дальнейшее расширение ассортимента до 12 лет позволило Choupette выступать уже в роли полномасштабного трендсеттера детской моды. Постоянные интересные фэшн-коллаборации, последние из которых – круизная коллекция совместно с брендом «Армия России» и стильная капсула обуви совместно с бразильцами, говорят о постоянном развитии бренда.
Продолжение в следующем выпуске вестника «Мира детства».