Инвестиционная франшиза Choupette как антикризисный формат
Российский бренд детской одежды Choupette приступил к созданию нового B2B-формата партнерства – инвестиционной франшизы. Директор по развитию Анастасия Василькова рассказала, как компания пришла к этой идее, и в чем она заключается.
– Конечно, мы не первые, кто придумал инвестиционную франшизу, но в сфере фэшн ее почти не используют. Мысль о разработке нового формата родилась из нашего эксперимента – пилотного проекта по управлению франшизами. Для разработки инновационных методик управления процессами развития мы пригласили Линна Айронса — международного бизнес-консультанта.
В процессе работы мы осознали, что наши франчайзи чувствуют одиночество в своих регионах, и, если в начале сотрудничества это в какой-то степени их вдохновляет, то потом они ощущают нехватку коммуникации и ежедневной поддержки. Наш центральный офис, безусловно, оказывает большое содействие: обучение в университете Choupette, выезды мерчандайзеров, интерактивные сессии, помощь менеджеров и маркетингового отдела. Но эта поддержка происходит крупными блоками – часто франчайзи сложно единовременно усвоить такой объем информации.
После успешного завершения первого этапа пилотного проекта мы пришли к заключению, что возложили на наших партнеров слишком большую ношу. В большинстве случаев франшизу покупают люди, не имеющие опыта управления, и поэтому они не всегда могут грамотно организовать бизнес. Сделав такой вывод, мы осознали, что лучшая поддержка, которую мы можем оказать, – это ежедневная адаптация информации непосредственно под ежедневные вопросы и проблемы. Наш пилотный проект дал нам не только идею, но и определенные алгоритмы, которые мы уже успели апробировать и вывести их как базовые инструменты нового формата управления инвестиционной франшизой.
Что мы имеем в виду под инвестиционной франшизой?
Инвестиционную франшизу понимают по-разному, в зависимости от индустрии и страны. В нашей трактовке она опирается на основной постулат: партнер инвестирует и несет инвестиционные риски, а франчайзер управляет магазином. Однако наша задача не просто взять руководство в свои руки — мы хотим научить управлять магазином. В течение нескольких лет мы будем развивать у нашего партнера необходимые навыки через формат инвестиционной франшизы, а потом переведем его в самостоятельный режим. Эта наше идеальное видение картинки. Именно поэтому мы не просто управляем, а консультируем и предлагаем готовые решения, которые обсуждаем с франчайзи и совместно реализуем. Таким образом, партнер активно участвует в процессе.
Дальнейшее развитие проекта
Для нас инвестиционная франшиза — это новый формат, который мы использовали пока в одном магазине, и он дал хорошие результаты. Я думаю, что таких примеров у нас будет много. Идея, которая читается между строк любой франшизы, особенно в России, — это купить бизнес, получать доход, но не быть «крайним», и в принципе, наш новый формат как раз соответствует этому желанию.