На семинаре о маркировке товаров обсудили самые острые вопросы
В ходе деловой программы выставки состоялся практический семинар «Маркировка: опыт и практические рекомендации». Тема актуальная и важная абсолютно для всех производителей обуви и товаров легкой промышленности. Его организаторами стали АНО «Роскачество», ОАО «Инновационный центр текстильной и легкой промышленности». Модератором выступила Лариса Кузнецова, Ассоциация компаний розничной торговли.
Представитель департамента цифровой обработки товаров Минпромторга России Вадим Дерунов сообщил о позиции ведомства в части ведения маркировки обуви и товаров легкой промышленности, отметив, что отрасль детской промышленности определена в качестве приоритетной в плане введения маркировки. «Обувь и товары легкой промышленности подлежат маркировке в соответствии с постановлением правительства. В июле 2020 года введена маркировка обуви. С 1 января 2021 года обязательной маркировке подлежат товары легкой промышленности. Оборот немаркированных товаров запрещен», – заявил спикер.
Период реализации немаркированных остатков завершен 1 февраля 2021 года. Но в связи с многочисленными обращениями бизнеса Минпромторг России разработал документ, который продляет период, в течение которого компании смогут промаркировать остатки продукции. В обувной отрасли этот период продлен до 1 апреля, в товарах легкой промышленности – до 1 мая 2021 года.
Промаркировать остатки можно будет только при полном описании товара в системе. Вадим Дерунов также озвучил просьбу Минпромторга России к крупнейшим представителям отрасли довести эту информацию до своих партнеров-дистрибуторов. Министерство, в свою очередь, готово подключить региональные рабочие группы по контролю за введением маркировки товаров, которые созданы на площадках региональных правительств и администраций. Совещания по этому вопросу проводятся практически еженедельно.
Один из актуальных вопросов, рассмотренных в ходе семинара – применение ответственности и проведение контрольных мероприятий по маркировке. О них рассказала Татьяна Кондрашкина, главный инспектор Федеральной таможенной службы. В чем особенности маркировки импортных товаров, как избежать претензий ФТС при ввозе, где и когда наносятся средства идентификации на ввозимые в РФ товары. Эти и другие вопросы были подробно разобраны на семинаре. «Маркировка ввозимых товаров должна быть осуществлена до помещения товара под таможенную процедуру – вне территории РФ, или на ее территории, – отметила Татьяна Кондрашкина, – Если вы ввезли товар и собираетесь его поместить под таможенную процедуру «Импорт 40» или «Импорт 60», необходимо нанести необходимые средства идентификации. Товар помещается под таможенную процедуру таможенного склада, там он маркируется, и дальше таможенная процедура завершается для внутренней реализации. Товары могут быть ввезены как из третьих стран, так и из стран Евразийского экономического союза. Если из-за пределов Евразийского союза, то маркировка должна быть нанесена до помещения под таможенную процедуру, а если из стран ЕАС, тогда до пересечения границы РФ».
Отдельно участники семинара разобрали, какие именно товары не подлежат маркировке. Установлены исключения, на которые требования по маркировке не распространяются. Правила ЕАС называют случаи, когда определенные товары не маркируются. Эти случаи описаны в ст. 8 Соглашения ЕАС о маркировке товаров и в п. 3 Постановления Правительства РФ №515 от 26.04.2019.
Отдельно инспектор ФТС остановилась на вопросах ответственности за несоблюдение правил маркировки. В случае, если мобильная группа таможенных органов остановит для проверки фуру с товарами с неуказанными средствами кодов самоидентификации, тогда совместно с представителями органов внутренних дел будет составлен протокол о нарушении.
Вопрос классификации товара – априори самый главный вопрос в этой проблеме. Татьяна Кондрашкина посоветовала крупным компаниям, которые регулярно осуществляют поставки, обратить внимание на Приказ ФТС № 375 от 16 апреля 2020 г., в котором прописан регламент оказания таможенными органами государственной услуги по принятию предварительного заключения классификационных решений о товаре. Подобное решение действительно 5 лет, обязательно к применению всеми органами ФТС, поэтому чтобы избежать проблем, имеет смысл получить предварительное решение о классификации данного товара.
Инспектор также подтвердила, что в ближайшее время будет запущен проект документа о разрешении уполномоченным экономическим операторам ФТС маркировать товары на территории своих собственных складов. В марте это решение будет согласовано всеми уполномоченными органами ЕАС.
Александр Долгиев из Центра развития перспективных технологий подчеркнул, что в течение 2021 года все участники товарооборота должны отказаться от прямой подачи сведений на производимый товар и полностью перейти на электронный документооборот. Для этого необходимо определиться, сможет ли компания работать с бесплатной версией, либо потребуется выбрать коммерческого оператора. Важно, чтобы каждый участник оборота отследил, когда будет возможность промаркировать остатки. Бизнес-аналитик ЦПРТ призвал уже сейчас озаботиться описанием остатков, чтобы ввезти их по полному атрибутивному составу, чтобы к выходу постановления можно было заказать коды и осуществить маркировку. В обозначенный дополнительный период возможно и хранение остатков, и их транспортировка.
Молоканова Валерия, «1С», рассказала о схемах работы с маркетплейсами по вопросам маркировки остатков, отгрузки, а также о встроенной программе с электронным документооборотом, максимально интегрированной и удобной пользователю.
Вывод участников семинара был общим: маркировка для многих стала довольно сложной процедурой. Со сложностями столкнулись практически все компании. Работа с маркированным товаром переплетается с учетом документов. Именно поэтому те компании, у которых были проблемы с автоматизацией, испытали больше сложностей. Но эти проблемы решаемы и специалисты призвали активнее обращаться за помощью к ним.