Справочный центр: 8 (800) 707-37-99

От Перми до Хабаровска – изучаем географию страны по фабрикам школьной формы

14 / 09 / 2020

Крупнейший российский ретейлер одежды и обуви Lamoda в преддверии нового школьного сезона 2020/21 опубликовал результаты исследования. Несмотря на то что большинство учеников младшей начальной школы обязаны носить школьную форму, дети и их родители стремятся проявлять индивидуальность в повседневной одежде, не быть «как все». Главным критерием при выборе школьной формы родители назвали комфорт (64%); стоимость одежды и качество ткани одинаково важны – эти критерии набрали по 39% голосов.
Согласно результатам исследования Lamoda 90% родителей готовятся к школе в несколько этапов, потому что совокупный объем инвестиций в новый учебный год варьируется от 8 тыс. рублей до 10 тыс. рублей – для многих это существенная часть семейного бюджета. Треть семей совершают покупки уже в июне, остальные родители (57%) покупают необходимые школьные вещи в августе. Поскольку в конце лета часто не хватает нужных размеров, многие родители докупают необходимые вещи на протяжении сентября.
Выводы, к которым подталкивает данное исследование: дети и родители хотят иметь широкий выбор одежды для школы и готовы платить за качественную продукцию. А готов ли рынок удовлетворить спрос современных школьников? Смогли ли российские производители школьной формы пережить остановку производства в связи с пандемией коронавирусной инфекции? Аналитический центр «Выбор родителей» попросил представителей отечественных фабрик провести виртуальную «экскурсию» по своим производствам, рассказать об истории марки и поделиться гордостью за выпускаемый продукт.

В Красноярском крае с далекого 1955 года налажено массовое швейное производство – история торговой марки Ladno берет свое начало с советского предприятия «Крайшвейбыт», куда входило более 100 ателье города и края. Современная история ведет отсчет с 2001 года, сегодня фабрика производит школьную форму, детскую и корпоративную одежду. На предприятии можно производить порядка 70 тыс. изделий в год, персонал работает на высокотехнологичном оборудовании. На фабрике есть отдельный раскройный комплекс, есть конструкторское рабочее место. Работа раскройного комплекса автоматизирована, за счет чего достигается точность кроя.
Если при изготовлении корпоративного заказа требуется индивидуальный пошив, такая услуга предоставляется. В основном же изделия отшиваются массово, люди работают бригадами. Дизайном одежды занимается рабочая группа – это один ведущий дизайнер, который контролирует работу остальных (три человека). Одна из дизайнеров является членом Союза дизайнеров России. Художник-дизайнер Татьяна Борисовна Антонова разрабатывает эксклюзивные коллекции, остальные разрабатывают повседневную школьную форму и повседневную одежду.
Для всех, кто занимается легкой промышленностью в России, вопрос сырья стоит наиболее остро. Существует всего несколько камвольных комбинатов, которые производят поливискозу. Из поливискозы Свердловского камвольного комбината Ladno шьет костюмную одежду, но для блузочного ассортимента производитель вынужден использовать другие ткани. Хлопок и блузочная ткань доставляются из Турции, трикотаж тоже турецкий. Иногда производители используют ткань российского производства, но крайне редко, в основном для корпоративной одежды. На сегодняшний день, к сожалению, найти в России сорочечную ткань того качества, которое задают технологи, практически невозможно (именно российского производства), а от работы с Китаем в ООО «Ладно» отказались.
Рассказывает Надежда Леонидовна Мышенкова, заместитель директора компании: «У нас есть много индивидуальных коллекций, таких точно нет ни у кого. Мы одними из первых стали использовать соединение трикотажа и сорочечной ткани в блузках для девочек – это очень удобно, потому что есть девочки худенькие, есть крупные, и на всех одежда сидит по-разному. Соединение разных фактур позволяет удовлетворить наибольшее количество детей. Также мы гордимся тем, что дважды в год выставляем продукцию своей компании на выставках «CJF – Детская мода» и имеем хорошие рейтинги среди своих покупателей; все говорят, что у нас великолепное качество пошива. Мы гордимся качеством своих изделий, у нас нет экономколлекций, потому что качество для нас очень важно, а снижать его за счет стоимости мы не хотим».

Шьют школьную форму и в Свердловской области: с 1993 года здесь успешно развивается семейное предприятие ООО «ТАИС» (фабрика униформы KONDRICH) под руководством Екатерины Михайловной Кондрич и ее главного помощника и директора по развитию Леонида Михайловича Кондрича. Екатерина Михайловна с гордостью рассказывает о годах жизни ее любимого детища: «За эти 27 лет пройдены все кризисы, которые были в новейшей истории нашего государства, и мы сумели сохранить основной профиль предприятия, передать сквозь время весь накопленный нами опыт».
Число сотрудников за всю историю предприятия насчитывало от 10 до 35 человек. Мощности позволяют организовать работу 30–35 человек, но всевозможные ситуации корректируют реальность. Цеха оснащены разнообразными станками, на которых можно обрабатывать практически любые виды ткани – от шелка до брезента. Отшиваются и легкие изделия, и изделия на подкладе, и трикотаж, и брезент (это, конечно, относится к униформе).
Школьная форма – это особая история, которая для ООО «ТАИС» началась восемь лет назад. Одна местная школа обратилась с просьбой разработать коллекцию формы именно для них. Тогда конструкторами были применены наработки и знания по корпоративной униформе, так как требования к пошиву очень схожи – подбор износостойких тканей, технологии. Три года назад был получен сертификат на форму. На сегодняшний день на производстве соблюдаются все требования регулирующих органов, применяемые к школьной форме. Как правило, при пошиве используется поливискоза. Был опыт работы с полушерстяными тканями, но специалисты ООО «ТАИС» пришли к выводу, что российским производителям полушерстяных тканей еще есть над чем поработать, чтобы дети не жаловались на колкость, катышки.
Все лекала разрабатывает собственный экспериментальный цех, где отрабатываются образцы, отшиваются модели, а после примерки модель выверяется и улучшается, после чего запускается серийное производство. На предприятии есть собственный конструктор, который постоянно проходит курсы повышения квалификации. За период пандемии специалист трижды была на обучении, включая курс по конструированию детской одежды, после которого она улучшила некоторые базовые конструкции. Новшествам нашлось применение уже в новой коллекции школьной формы.
15 августа Евгения Агафонова, сотрудница ООО «ТАИС», 20 лет проработавшая на производстве, заняла первое место в областном конкурсе «Лучшая швея». Такие сотрудники – гордость компании и гордость отрасли!
Наставничество на предприятии ведется естественным образом. Есть два типа сотрудников: первые – это специалисты после училищ, техникумов, молодняк, которому нужно показывать все процессы с самых азов, так как практики у них недостаточно. И второй тип специалистов – это женщины, которые когда-то обучались и имеют швейный опыт. В текущей кризисной ситуации люди вспоминают о своих швейных навыках и приходят на производство заработать.
Компания «Баловень» – это предприятие полного производственного цикла: от разработки коллекции в эскизах до ее пошива и продажи, как во многих регионах России, так и в собственной сети розничных магазинов Перми. Основанное в 2006 году, предприятие быстро и уверенно заняло свою нишу – производство деловой одежды для детей и подростков. Сегодня над созданием качественной и стильной одежды трудится более ста специалистов, а современное швейное оборудование позволяет выполнять заказы в срок.

Школьная форма марки baloven отшивается из поливискозных полотен. Поливискозное полотно удобно в эксплуатации, гигиенично, долго сохраняет свой первоначальный внешний облик, не мнется, дышит, имеет прекрасные гигроскопические свойства. Уважая потребности детей и пожелания родителей, дизайнеры, конструкторы и технологи компании ежегодно выпускают новые коллекции, в которых всегда находят баланс между классическим представлением о школьной форме и актуальными тенденциями в подростковой одежде. «Баловень» постоянно расширяет ассортимент: помимо классической линейки школьной формы и одежды для школы dress code, компания ежегодно обновляет коллекцию casual-трикотажа, выпустила коллекцию демисезонных пальто для подростков и коллекцию рубашек.

ТПК «Баловень» с 2014 года – постоянный участник международной выставки «CJF – Детская мода» (Москва), с 2017 года – постоянный участник выставки «Умный ребенок» (Пермь), с 2018 года – участник проекта «Покупай пермское». Оптовые покупатели от Владивостока до Калининграда ежегодно выбирают одежду baloven, учащиеся и педагоги более 150 школ и гимназий Перми и Пермского края с удовольствием носят одежду этой марки.

Ольга Владимировна Самарина, основатель и владелец марки, рассказывает: «Первая коллекция baloven dress code для школы и не только была представлена более десяти лет назад... Сегодня наша одежда узнаваема и любима – ее выбирают не только родители для детей, но и сами школьники, чье признание очень сложно завоевать. Я балую всех своих детей! А как же без этого?»

На Дальнем Востоке тоже есть свои производители школьной формы – продукция марки ИП Аюханова присутствует на рынке с 2005 года; в 2020 году компания отметила свое 15-летие. Производственные мощности компании располагаются в двух швейных цехах: в Хабаровске и Биробиджане, штат швей насчитывает более 80 человек.

Собственный конструкторский отдел ИП Аюханова состоит из четырех дизайнеров, которые разрабатывают новые модели с учетом трендов и потребительского спроса. Для пошива школьной формы используются костюмная ткань, полушерсть, пикачо, вискоза, трикотаж.
На предприятии развита культура наставничества: у каждого отдела швей есть бригадир, который обучает новых сотрудников.

Ольга Викторовна Аюханова, владелец и основатель производства: «В 2018 году нашей продукции был присвоен знак «Наш выбор-27». Это значит, что требовательная комиссия оценила высокий уровень выпускаемой нами продукции и готова рекомендовать его как гордость Хабаровского края».

Но производитель не останавливается на достигнутом: в начале 2019 года учредители зарегистрировали собственную торговую марку женской и мужской одежды – OLVI, а для самых маленьких – отдельное направление – SMOLVI. Это и ясельный трикотаж, и детская одежда, и мужской и женский трикотаж, и спецодежда, и униформа, и постельное белье, и текстиль для кухни. В июне 2020 года SMOLVI победили в конкурсе «Хабаровская марка» в номинации «Промышленные товары» за продукцию ясельной группы (арт. 51044-П, арт. 51084-С).

Российские производители школьной формы с тревогой смотрят в будущее – никто не может предугадать, как будет развиваться ситуация с коронавирусной инфекцией в ближайшие месяцы. В столичном регионе уже отменили торжественные линейки, возможно, осенью всем вновь придется вернуться к режиму самоизоляции. Но родители вопреки прогнозам покупают школьную форму, для первоклассников приобретают праздничную, ведь «первый раз в первый класс» в жизни каждого человека случается единожды. В данный момент производителям особенно нужна помощь государства. Екатерина Кондрич, руководитель ООО «ТАИС», подчеркнула: «Сейчас у нас появилась реальная надежда на развитие, потому что в текущей ситуации государство показало, что мы ему нужны. И, впервые за все время существования компании, мы почувствовали реальную поддержку – не на словах с высоких трибун, а реальный призыв, нам дали понять, что легкая промышленность нужна стране. Взаимодействие с Минпромторгом, с предприятиями, для которых отшивался ассортимент для борьбы с пандемией, дало нам понимание, что мы реально нужны государству».


Поделиться: