Справочный центр: 8 (800) 707-37-99

Детство – основная тема Послания Президента Российской Федерация

03 / 12 / 2010

30 ноября Дмитрий Анатольевич Медведев, Президент Российской Федерации, выступил с ежегодным Посланием Федеральному Собранию Российской Федерации.

«...Считаю, что нам жизненно необходима эффективная государственная политика в области детства. Политика современная, политика, которая отвечает интересам национального развития. И именно поэтому в нынешнем Послании, я уделю этой теме самое главное внимание и подробно остановлюсь на том, что, на мой взгляд, требует новых решений и подходов».

Полный текст Послания http://www.kremlin.ru/news/9637

Объединяющая ведущих игроков российского рынка детских товаров, Ассоциация предприятий индустрии детских товаров создана для консолидации и ускорения темпов развития отечественной отрасли в интересах семьи и детства, включая разработку и реализацию системных мер по развитию и укреплению конкурентоспособности отечественных производителей детских товаров Российской Федерации. Ассоциация уже три года ведет работу по консолидации предприятий отрасли. В марте 2010 года при поддержке Администрации Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, федеральных органов исполнительной власти (в первую очередь Министерства промышленности и торговли РФ) проведен Третий конгресс индустрии детских товаров.

В целях дальнейшего развития отечественного производства безопасных и качественных товаров для детей ассоциацией подготовлен ряд инициатив, направленных на создание и оснащение социальной инфраструктуры в интересах семей и детей, направленных в адрес предстоящего Государственного совета по вопросу государственной политики поддержки семьи, материнства и детства

ИНДУСТРИЯ ДЕТСКИХ ТОВАРОВ И ДЕТСКОЙ ИГРОВОЙ ПРОДУКЦИИ КАК ОБЪЕКТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ

Состояние инфраструктуры современного детства и ее неотъемлемой части – отрасли детских товаров и детской игровой продукции является одним из основополагающих условий обеспечения достойного уровня жизни российских детей. Доступность, безопасность и качество детских товаров напрямую отражаются на благополучии и здоровье детей, создании благоприятной и комфортной предметно-окружающей среды, которая становится все более значимым фактором интеллектуального, нравственного и духовного развития юного человека.

Индустрия детских товаров и детской игровой продукции – это многопрофильный и социально значимый сектор российской экономики. Наращивание объемов производства качественных детских товаров не только представляет ценность для экономики, но и общества в целом.

Переход индустрии детских товаров и детской игровой продукции на инновационную модель развития, ориентированную на повышение ее конкурентных преимуществ, наращивание объемов качественной продукции нового поколения должны способствовать получению синергетического эффекта: от масштабного производства экономически выгодных и экологически безопасных для здоровья детей товаров, импортозамещения, повышения экспортного потенциала страны, до обеспечения нового качества жизни детей.

Мощная индустрия детских товаров – это один из реальных способов влияния на формирование благополучной, экологически здоровой и развивающей среды детства, удовлетворяющей общественные потребности в развитии социальной инфраструктуры для детей, обеспечении их полноценной жизни, образования, воспитания, отдыха и оздоровления.

Возрождение индустрии детских товаров и детской игровой продукции в России происходит крайне медленно, с большими экономическими, финансовыми и организационными трудностями. 

Данная область экономической деятельности в последние десятилетия выпала из сферы государственного влияния. Решение вопросов ее развития не входит в компетенцию ни одного федерального министерства. Ситуация усугубляется и тем, что отсутствует координация деятельности федеральных исполнительных органов власти, в том числе в области формирования цивилизованного рынка детской продукции.

Не обеспечивается системное научно-методическое сопровождение индустрии детских товаров.

Одной из острейших проблем российского детпрома является воспроизводство инноваций от идеи до вывода их на рынок (в т. ч. в обеспечении системных мероприятий, провоцирующих инновационную деятельность), а также в неспособности абсолютного большинства российских производителей позиционировать себя, привлекать необходимые ресурсы и неумении использовать современные технологии продвижения своих предложений. Сказывается отсутствие инфраструктуры по разработке, внедрению и продвижению новых производств, а также новых моделей детских товаров, конкурентоспособных, как на внутреннем, так и на внешнем рынках.

Предприятия не в состоянии самостоятельно в достаточной мере проводить крайне необходимую модернизацию производства и предложить на рынок перспективные разработки.

Необходима активная и взвешенная государственная политика в отношении регулирования и поддержки индустрии детских товаров, как на федеральном, так и на региональном и местном уровнях. При этом должны учитываться отраслевые и региональные особенности развития этого сектора экономики.

Государственная поддержка должна быть направлена:

•          на формирование нового индустриального облика данной сферы экономической деятельности. При этом ставка должна быть сделана на современные, так называемые «умные производства», основанные на передовых технологиях и высокой производительности труда, на переход предприятий на современную технологическую платформу, постановку на конвейер принципиально новых моделей продукции для детей, продукции, опережающей аналоги зарубежных производителей;

•          на формирование основных элементов инновационной системы индустрии детских товаров – технопарков, технико-внедренческих зон, научного и образовательного комплексов (научных и инновационных центров), специализирующихся в данной сфере. В ближайшие годы долю инновационно активных предприятий необходимо довести до уровня 15 %, что действительно будет означать качественный сдвиг в структуре экономики индустрии детских товаров;

•          на стимулирование пилотных проектов и важнейших государственно-значимых инвестиционных проектов по модернизации и техническому перевооружению в области производства инновационной, востребованной рынком продукции нового поколения на базе применения частно-государственного партнерства.

В целях разработки предложений и реализации государственной политики в области развития индустрии детских товаров в Российской Федерации предложить Правительству Российской Федерации:

рассмотреть вопрос о разработке Стратегии развития индустрии детских товаров в Российской Федерации на период до 2020 г. и плана мероприятий по ее реализации в формате Федеральной целевой программы,
о п р е д е л я ю щ и х:

  •   место и роль социально ориентированной индустрии детских товаров в экономике Российской Федерации;
  •   основные направления Стратегии развития индустрии детских товаров в Российской Федерации на период до 2020 г., механизмы, индикаторы и показатели ее реализации;
  • состояние и перспективы внешних и внутренних рынков товаров для детей, материнства, семейного отдыха, в т. ч. учебного, детского спортивного оборудования, игровой продукции, и пр.;
  • условия перехода на инновационную модель развития индустрии детских товаров;
  • меры, направленные на повышение конкурентоспособности отечественной промышленности путем гармонизации российских стандартов по разработке и производству детских товаров с международными требованиями;
  • условия стимулирования инноваций в индустрии детских товаров и поддержка их экспорта, в т. ч. за счет выработки дополнительных механизмов финансирования оригинальных разработок;
  • защиту внутреннего рынка от недобросовестной конкуренции и выравнивание условий доступа на рынки для отечественных и зарубежных производителей;
  • осуществление технологического перевооружения национальной промышленности детских товаров, включая создание программ технологического развития, НИОКР за счет федерального бюджета.

Внести изменения и дополнения:

-  в Постановление Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 438 «О Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации» в части расширения функций Минпромторга России по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере производства детских товаров и детской игровой продукции и оказания государственных услуг в указанной сфере.

- в Постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении перечней кодов видов продовольственных товаров и товаров для детей, облагаемых налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 10 процентов» от 31 декабря 2004 г. № 908 в части расширения указанного перечня непищевых видов детских товаров;

- в (Общероссийские классификаторы ОКП, ОКДП, ОКВЭД, ТН ВЭД) с целью выделения детской игровой продукции в отдельный свод кодов и наименований группировок продукции и выработки Единого перечня детской игровой продукции, по отношению к которому будут действовать одинаковые требования, одинаковые процедуры оценки соответствия, одинаковые методы испытаний и измерений;

Шире использовать механизмы разработки и реализации ведомственных и региональных программ, направленных на создание:

- организаций, образующих инфраструктуру поддержки предприятий индустрии детских товаров (центров коммерциализации технологий, сети специализированных территориально-производственных кластеров; лизинговых компаний, технико-внедренческих и научно-производственных зон, учебно-инновационных центров с учебно-демонстрационными площадками); 

- специализированных научных центров и выделение средств из федерального бюджета на проведение НИОКР в сфере индустрии детских товаров и детской игровой продукции;

- единой информационной системы, объединяющей данные периодической статистической отчетности и мониторинга состояния индустрии детских товаров в Российской Федерации;

- реализацию важнейших инвестиционных проектов (ВИП) государственного значения, направленных на создание современного высокотехнологичного специализированного производства, ориентированного на потенциальный портфель заказов, реализуемых за счет средств инвесторов. (В целях привлечения инвесторов необходимы особые меры государственной поддержки, в т. ч. получение в рамках действующего законодательства государственных гарантий, использование методов таможенно-тарифного регулирования и т. п.).

В связи с этим особое значение приобретает реализация:

- первого пилотного проекта по созданию технопарка по производству детских товаров в Самарской области, поддержанного Минпромторгом России, Администрацией Самарской области.  

Успешная реализация данного проекта позволит не только решать конкретные экономические задачи Приволжского региона в сфере моногородов, но и проработать модель инвестиционного проекта государственного значения в индустрии детских товаров на примере Санкт-Петербурга, Ульяновской, Московской областей и тиражировать подобный опыт в другие регионы.          

            Будучи подкрепленной необходимыми административными и финансовыми ресурсами российская индустрия детских товаров может и должна стать эффективным инструментом проведения государственной политики в интересах семей и детей.


Поделиться: